8 (812) 64-84-180 admin@uazdao.ru
Павел Иевлев – автор шести книг серии «УАЗдао», выпущенных без участия издателей и коммерческих посредников. Блогер-тысячник. Ранее работал главным редактором «За рулем – Черноземье».

В этой статье Павел Иевлев, отвечая на многочисленные вопросы читателей, рассказывает об уникальном  опыте создания авторского интернет-магазина.

Как продать книгу в издательство

Когда я написал свой первый большой роман, известный писатель Д., прочитав, как я полагаю, пару глав рукописи, сказал: «Это херня. Не надо это издавать».

Писатель Д. – действительно хороший и уважаемый мною писатель, и он был прав. Это была херня, и издавать ее не стоило. Но по причинам личного психологического плана — мне надо было перешагнуть через этот текст, чтобы идти дальше — я не послушался его совета.

Я отправил рукопись в крупное издательство из трех букв, и, к моему большому удивлению, ее охотно приняли.

Но это не означает, что писатель Д. ошибался. Это лишь показывает нам, что какую бы херню вы ни написали, ее где-нибудь да примут.

Ко второму изданию я эту книгу сильно переписал, и некоторые даже уверяют меня, что она лучшая в серии. Страшно представить, что сказал бы писатель Д. про остальные! Я сам и поныне считаю, что книга не очень удачная, и при иных обстоятельствах издавать ее не стоило бы.

Издать книгу гораздо проще, чем многие полагают.

Немного упорства и настойчивости — и вы найдете своего издателя и станете настоящим писателем. То есть, таким, которому платят, а не тем, который платит. Но…

Но в общем случае факт издания книги, кроме внутреннего удовлетворения, не принесет автору ничего. Ни денег, ни славы, ни известности, ни тиража.

Пришедший с улицы «самотек» — никому не известный начинающий писатель (к тому моменту я уже 15 лет жил с текстов, но полноразмерный роман под своей фамилией издавал впервые), получит в издательстве условия, которые будут где-то между отметками «милостыня» и «издевательство».

Издательский гонорар за книгу не окупает затрат на её создание

Издательский гонорар за книгу не окупает даже затрат на её написание

Договор с издателем и выплаты

Выдержки из реального договора:

Лицензиар передает Лицензиату право использования Произведения на условиях исключительной лицензии.
…Использование Произведения без ограничения по количеству экземпляров/использований…
…Право осуществлять редактирование, рецензирование, оформление Произведения, в том числе, путем определения и внесения иллюстраций, шрифта, выполнения иных работ и действий…
…Право изменить наименование Произведения, руководствуясь коммерческой целесообразностью…
…Вправе самостоятельно снабдить Произведение выбранной им обложкой…

Это права издателя. А права писателя заканчиваются в момент заключения договора. Результат — моя книга вышла с дурацким названием, чудовищной обложкой и идиотской аннотацией.

Что вы за это получаете? В теории – 10%.

…10% от отпускной цены (не включая налог на добавленную стоимость и другие подобные налоги) Лицензиата, определяемой при расчете вознаграждения Лицензиара с каждого проданного (реализованного) Лицензиатом или по его заказу экземпляра Произведения в виде книг…
…10% от отпускной цены… в виде в виде аудиокниги (звукозаписи) на носителе, распространяемом отдельно от устройства воспроизведения…
…10% от полученного Лицензиатом дохода… при использовании Произведения иными способами…

Практически всё это не имеет никакого отношения к реальности, кроме пункта:

Лицензиат выплачивает Лицензиару за предоставляемое в рамках Договора право использования Произведения перечисленными в Договоре способами аванс в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) руб.

Так вот, эти 25 тысяч – это всё, что по факту получит автор.

В теории, если 10% от дохода издателя превысят авансовую сумму, то издатель должен будет доплатить разницу.

Роялти выплачиваются после погашения (списания) Лицензиатом аванса, выплаченного в счет роялти в соответствии с Договором, т.е. после того, как сумма роялти, начисленных в соответствии с вышеуказанными условиями, превысит сумму аванса».

Но на практике у автора нет способа проконтролировать фактические доходы от продаж и допечаток. А значит, и платить дураков нет.

Стать настоящим писателем

Если вы не знаменитый писатель, то никакого экономического смысла публиковать книгу через издательство у вас нет. На роман в среднем требуется год работы — но даже если вы пишете так быстро, что клавиатура дымится, затраты времени не окупятся.

Любое другое занятие принесет вам больше денег. Вообще любое.

Начинающие авторы надеются, что достаточно оказаться на полках книжных магазинов и судьба круто изменится – их заметят: «Седло большое, ковер и телевизор, в подарок сразу вру́чат, а может быть вруча́т».

Но и этого не произойдёт. По объективным причинам:

  • у книги будет минимальный тираж — потому что никто не станет вкладываться в тираж неизвестного писателя;
  • тираж засунут на дальние полки магазинов вторым рядом — потому что никто не захочет платить за топовые места;
  • не будет никакой рекламы — потому что это расходы.

В общем, никто ваш роман не увидит, не прочитает и не впечатлится. Даже если вы, паче чаяния, новый Толстоевский.

Если вы усидчивы и настойчивы, то, придя в то же издательство со второй книгой, вы получите условия получше. Но и это сомнительно: ведь уже прошел год или два, сменились сотрудники, авторов на «самотёке» тысячи, поэтому вас никто и не вспомнит.

Если книгу издали «для ассортимента» или из еще каких-то внутренних издательских соображений, то единственный реальный выхлоп для вас – это авторский экземпляр на полке, который можно показывать гостям.

Поздравляю, вы – настоящий писатель.

И разошлись, как в море корабли

Возможно, я продолжил бы идти по этому пути и со следующей книгой, но мы с издателем категорически не сошлись в одном. Я мог стерпеть гигантских тараканов и метросексуала на обложке, название, о которое запинается язык, и аннотацию, не имеющую ничего общего с сюжетом.

Однако издатель потребовал, чтобы я заменил все правильные слова на цензурные. Не из художественных соображений, а потому что метка «18+» снижает продажи. Я не увидел смысла делать это ради 25 тысяч рублей, и наши пути разошлись.

Вот так я перестал быть настоящим писателем и стал ненастоящим, исключив из издательского процесса посредников в виде издателя.

Краудфандинг

Первый и самый очевидный вариант коммерческого самиздата – это краудфандинг. Вы бросаете клич: «Дайте денег, а я напишу для вас книгу!»

Если находится достаточно тех, кто верит в автора, то можно собрать стартовую сумму и приступить к работе.

Если нет, то вы получаете просветляющий опыт: «Я нахрен никому не сдался», — что полезно для духовного роста.

К моменту, когда моя вторая книга была готова примерно наполовину, один знакомый запустил собственную краудфандинговую площадку «Сбор-ник» и пригласил меня в качестве той самой кошки, на которой тренируются. Я выложил в общий доступ кусок текста, поделился ссылками в соцсетях – и неожиданно быстро набрал желаемую сумму. Она была небольшой, порядка 50 тысяч – но это уже было уже вдвое больше, чем предлагали издатели.

Это и навело меня на мысль – а зачем, собственно, мне издатели?

Недостаток краудфандинга

Основной минус: если вас никто не знает, то и денег вы не соберете.

Начинать сбор средств без стартовой аудитории — бессмысленно. Я был блогер-тысячник, журналист со стажем, у меня были подписчики, некоторые из которых, в принципе, были склонны к чтению книг. Часть из них предположила, что, возможно, у меня получится что-то стоящее, а если не получится – так и деньги небольшие, не жалко.

Конверсия веб-аудитории в платежеспособный спрос получилась около 10%. То есть, мой блог читали 5000 человек, но скинуться по сто рублей согласились человек 500. У вас могут быть другие цифры, но будьте готовы к тому, что тысяча ваших френдов в «Фейсбуке» – это не тысяча покупателей вашей книги.

К моменту написания следующей книги эта краудфандинговая площадка закрылась, а у меня созрело решение продавать свои книги самостоятельно.

Сам себе издатель

Издатели забирают 90% прибыли не просто так: взамен они снимают с автора кучу проблем, как технического, так и финансового свойства.

О таких моментах, как интернет-магазин имени себя, чего это стоит, и какие возникают проблемы, во второй части этой статьи расскажет технический директор всех моих веб-проектов.

А я коснусь того, что это значит для автора.

Слабое место самиздата: редактура и корректура

Самое большое неудобство: никто не предоставит вам редактора и корректора. Я лет десять работал главредом в разных изданиях, но редактировать собственный текст – это как тянуть себя за уши из болота. Не хватает внешней точки опоры.

Редактор, работающий с начинающим автором в издательстве, вряд ли будет хорош, ведь у него вас таких сто человек, а ваш драгоценный выстраданный текст – очередная рутина: отписаться и забыть. Однако все же он ткнет вас носом в ляпы, которые вы можете пропустить сами, потому что у вас-то в голове все логично увязано, а что читателю это не очевидно – никак не понять.

Корректоры в издательствах нынче совсем плохи, но даже такой корректор лучше, чем никакого.

Занимаясь изданием книг самостоятельно, придётся искать редактора и корректора за деньги. Это не проблема – рынок этих услуг довольно обширный. Но их стоимость убивает весь экономический смысл «коммерческого самиздата».

Услуги редактора – около 3000 рублей за авторский лист, то есть 45 000 рублей за средний роман. Только редактор автору ближе, чем жена, при этом вовсе не факт, что вы сработаетесь.

Работа корректора – от 1000 рублей за авторский лист, то есть, еще минимум 15 тысяч. К сожалению, качество работы корректоров бывает очень разным, и с ценой оно никак не связано.

Платная корректура

Корректура нового романа «Люди без города» обошлась бы в 16500 руб.

(Прим. ред.) Перед выпуском книги «Дверь в одиночество» в одном агентстве нам предложили корректуру романа за 60 тысяч рублей — «по знакомству». В дальнейшем оказалось, что ребята просто принимали у клиентов оплату, забирали себе львиную долю, а на оставшиеся деньги находили первого попавшегося фрилансера, согласного работать за доширак. О качестве умолчим.

Независимо от цены и качества услуг редактора и корректора, на данном этапе я не могу себе позволить подобных расходов. Поэтому заменяю одного профессионала последовательной вычиткой несколькими людьми с хорошим литературным уровнем и грамотностью.

Это не совсем равноценная замена, но лучше бы вам таких тоже иметь.

Оформление книги

С обложкой проще. Работа художника стоит относительно недорого — 2-3 тысячи за рисунок. Но есть и нюансы: вам могут нарисовать не то и не так. А ещё творческий человек может внезапно исчезнуть – как раз тогда, когда вы собрались выпустить книгу в свет.

В этом плане куда надёжнее фотостоки, где подходящую картинку можно купить за доллар или взять бесплатно.

Из платных фотостоков используем Depositphotos за выбор и демократичные цены, а из бесплатных — Pixabay, лицензия которого позволяет задействовать картинки в коммерческой продукции даже без указания источника.

Остальное делается в графических редакторах.

У меня были и очень удачные обложки, и так себе, но совершенно точно все они лучше, чем тот издательский кошмар с тараканами.

«Ридеро́»: взгляд автора на издательскую платформу

Предпечатную подготовку и верстку сейчас приемлемо исполняют автоматизированные издательские системы. Я использую сервис «Ридеро».

Подготовка книги выглядит так: я заливаю форматированный текст, картинку к обложке, прописываю аннотацию — и получаю готовую электронку во всех форматах.

Однако «Ридеро» — коммерческий сервис, поэтому здесь на каждом шагу пытаются «помочь» автору за его деньги: настойчиво предлагают редактуру, корректуру, иллюстрации, дизайн, услуги персонального помощника.

Услуги Ридеро

Некоторые платные услуги «Ридеро»

Некоторые недостатки, похоже, заложены специально – чтобы обращались за платными услугами. Если вам не хватит какой-то функции в издательской системе, то готовьтесь либо смириться, либо платить по полной программе.

Справиться с подготовкой книги самостоятельно и без лишних расходов вполне реально. Достаточно иметь базовые навыки работы с компьютером и представление, как должна выглядеть профессионально свёрстанная книга.

Перед выводом готовых файлов «Ридеро» позволяет оценить внешний вид и вёрстку. Если книга на предпросмотре слишком отличается от обычной книжной продукции, перед публикацией подумайте дважды: книгу с откровенными косяками за такие деньги вряд ли будут хорошо покупать. Особенно на бумаге.

Предпросмотр книги в Ридеро

Предпросмотр книги в «Ридеро»

Вместе с электронкой «Ридеро» подготовит бумажную версию в формате «печать по требованию».

«Печать по требованию» даёт возможность прочитать книгу тем, кто не любит электронных книг. Ну и мне — поставить экземпляр на полку, для отчетности. Я не получаю с бумажных книг ничего, но даже в этом случае стоимость экземпляра получается, скорее, сувенирная.

Но и за такие деньги желающие заказать всё равно находятся – бумага есть бумага.

Площадки для распространения книг

Тот же «Ридеро» бесплатно размещает готовую книгу на онлайн-площадки от «Литреса» до «Амазона», но при этом большую часть прибыли забирает себе: те книги, которые на нашем сайте «УАЗдао» идут по 150 рублей, в «Озоне» могут стоить и 400. Почти никто их там не берёт.

УАЗдао с издательской наценкой

УАЗдао с издательской наценкой — дороже на 250 рублей

Тем не менее, я не возражаю: пускай висит. Мне это ничего не стоит, а вдруг кто-нибудь да прочитает?

В принципе, никто не запрещает авторам использовать тот же «Ридеро» как основную площадку для продаж своей книги.

Правда, комиссия составит 75% продажной цены. Зато вам не нужно создавать и поддерживать интернет-магазин, регистрировать его в налоговой, приобретать кассу, платить налоги и вообще нырять в омут частного предпринимательства. В некоторых случаях это оправдано.

Но мы пошли другим путём.

Читайте во второй части

  • Сколько зарабатывает автор «УАЗдао».
  • Сколько уходит на содержание магазина.
  • Как получить прибыль больше, чем у «Озона».
  • Сколько стоит открыть свой магазин.

Перейти ко второй части.